Интервью со скалолазом Адамом Ондрой, чемпионом в сложных маршрутах

05.06.2015

Пожалуй, тем, кто занимается скалолазанием, не нужно представлять чешского спортсмена Адама Ондру. Он единственный Чемпион Мира в дисциплинах «боулдеринг» и «трудность», человек, открывший категорию сложности 9b+ в скалолазании и преодолевший 3 9b+ и 3 9а онсайт.


Я знаю, ты начал лазить очень рано, где-то в возрасте шести лет, не так ли?

Я думаю, что лет с шести я рассматривал скалолазание как очень серьезное занятие. Я начал лазить еще раньше, потому что это было естественно для меня, ведь я родился в скалолазной семье. И мои родители брали меня на скалы где-то с двух лет. Я наблюдал за ними, и я был практически единственным, кто не лазил, так что естественно, что я хотел лазить. Но с шести лет я начал лазить около четырех-пяти раз в неделю.

Кажется, что ты самый мотивированный скалолаз нашего времени. Можешь немного рассказать о том, откуда берется мотивация?

Это полностью естественно для меня. Мотивация, она внутри меня. Мне даже не нужно пробовать усилить мотивацию или что-то с ней сделать. Я люблю лазить на 100%. Как я и сказал, с семи лет я хотел быть профессиональным скалолазом. Я думаю, что книга, которая сильно повлияла на меня, это книга о звездах скал. Эта книга, написанная в 1995 году, рассказывает о лучших скалолазах в истории и проиллюстрирована знаменитыми фотографиями, была дополнена наивным взглядом моих детских глаз. Те ребята на картинках всегда казались мне очень счастливыми, и я просто хотел быть таким же как они, звездой скал. Я ничего не сакрализировал в то же время, я просто делал то, что люблю — занимался скалолазанием, делал все, чтобы оказаться там, где я сейчас, и это прекрасно. Скалолазание, конечно же, предполагает большие трудности. Мне нравится лазить тяжелые маршруты, отодвигать свои собственные границы, и мне нравится даже соревновательная часть скалолазания и тяжелые тренировки ради этого. Скалолазание включает огромный спектр аспектов, которые относятся к скалолазанию, как по мне. Потому что когда я думаю о скалолазании, я думаю не только о движениях, я также думаю о путешествиях, о ночевках в грязи или в машине, возможности увидеть новые места, встретить новых людей и обо всем таком прочем. И я думаю, что я люблю все эти стороны скалолазания. Для меня они составляют весь мой интерес к скалолазанию.

Да, ты амбициозный парень. Я думаю, что мы все знаем об этом. ОК, давай поговорим о твоих тренировках, о том, как ты тренировался, когда был совсем маленьким, и о том, как твои тренировки менялись с годами.

Как я и говорил, мне всегда нравилось быть индивидуалистом, и я хотел тренироваться своим собственным способом и терпеть не мог, когда мне говорили, как мне нужно тренироваться. Даже, когда мне было лет восемь, я много экспериментировал. И я совершенно не занимался на кампус-борде лет до 16–17. И не тренировался до этого возраста. Да, я просто лазил. И я думаю, что таким образом я развил интуитивное лазание. До 16 лет я не был особенно сильным, но я в совершенстве знал, как использовать всю ту силу, которая у меня была для того, чтобы делать все возможное в лазании. В определенный момент я подумал, что будет мудрым отнестись к скалолазанию серьезней и начать тренироваться, чтобы стать более сильным. И это было единственно возможное решение для дальнейшего прогресса. Это были достаточно любительские тренировки, у них не было четкого графика, но каким-то образом они работали. В то же время я всегда боролся за то, чтобы спланировать свои тренировки в соответствии с календарем соревнований. У меня была эта конкретная дата, в которую мне предположительно нужно быть суперсильным. Но иногда я приходил на соревнования уставшим, слабым, и поэтому я задумался о том, как улучшить свои тренировки и выбрал для этого работу с тренером. Но не так много тренеров, которым вы можете доверять. Единственный тренер, которому я мог доверять, был Патчи Усобиага. Мой друг и очень сильный спортсмен на соревнованиях в прошлом и все еще сильный скалолаз. И я на все 100% доверяю ему. И когда мы начали работать прошлой весной, это было нечто совершенно другое, особенно учитывая то, что он известен как скалолаз, который тренировался тяжелей всех. Возможно, никто из скалолазов не тренировался настолько тяжело. Я думаю, что мой тренировочный график не настолько жесткий и тяжелый, как был у него несколько лет назад, когда он был чемпионом мира, но он достаточно близок. Так что я никогда не тренировался так тяжело, как в прошлом и в этом году. И мне действительно интересно, как все это работает. В прошлом я всегда хотел быть сильным к следующим выходным для проектов на скалах или выступления на соревнованиях, так что я не мог очень много тренироваться в середине недели. Ведь если я буду тренироваться тяжело в середине недели, я буду слишком уставшим на выходных. Но сейчас другая ситуация, потому что я знаю, что следующие соревнования будет через два месяца, и у меня есть эти два месяца для подготовки. Так что мне нужно тяжело поработать в течение марта и апреля. Я знаю, что иногда я слишком много лажу с дополнительным весом, и это больно, потому что кожа полностью стирается, болит каждая мышца. Но я все же пытаюсь убедить свой мозг, что все что я делаю, я делаю на благо и это поможет мне стать лучшим скалолазом. В то же время я наслаждаюсь процессом, потому что, ну, вы понимаете, что это просто лазание, и это прекрасно.

Так какой продолжительности твои тренировки?

К примеру, 45 минут — 1 час. Каждая тренировка сфокусирована на чем-то одном: выносливости, силовой выносливости, кампусе, боулдеринге или выносливости, которую так хорошо делать на боулдеринговом стенде. Но между каждой тренировкой я стараюсь делать, по крайней мере, часовой перерыв.

Итак, у тебя обычно три тренировки в день.

Или даже четыре.

И как это происходит? Ты просыпаешься утром, тренируешься...

Я просыпаюсь как можно раньше и иду на утреннюю тренировку, потом на занятия, потом снова на тренировку, потом на ланч, потом снова на занятия, снова на тренировку, немного отдыхаю и снова тренируюсь.

TRX-тренировки и растягивания направлены на предотвращение травм?

Я всегда думал, что TRX-упражнения — это способ предотвратить травмы и в то же время, развить свои мышцы в более широком смысле. Даже в скалолазании, которое требует развитие большого количества разных мышц, все же некоторые мышцы остаются не задействованными. И с TRX вы сможете поработать со всеми мышцами и таким образом предотвратить травмы и улучшить ваше скалолазание. В некоторых движениях, я понимаю, что мне приходиться максимально работать руками и задействовать некоторые мышцы спины, например. И это помогает мне подтягиваться немного легче. И также это помогает на некоторых маршрутах, которые требуют также выносливости.

Ты занимаешься дополнительно с весом? Поднимаешь штангу?

Нет. Единственные упражнения, которые я дополнительно делаю — это TRX, и я думаю, что они более природные для человека, потому что вы делаете эти упражнения только со своим весом. Но я лажу с утяжелением в 4 кг иногда.

Как ты думаешь, что ты делал такого, что не делал больше никто, что помогло тебе выиграть оба Чемпионата мира в дисциплинах «боулдеринг» и «трудность» в прошлом году?

Ну, все скалолазы очень разные, у всех разный жизненный опыт, разный стиль и тактика и, конечно же, разные тренировочные графики. Для меня тренировки с Патчи были невероятно эффективными, потому что маршруты на Чемпионате мира в категории «трудность» в Хихоне были достаточно длинными, равномерными и я не думаю, что они на 100% подходили моему стилю. Я думаю, что моему стилю подходят короткие, боулдеринговые маршруты. Не слишком длинные. Из-за моего телосложения. Ведь я намного выше относительно других участников скалолазания, и не смейтесь, тяжелей. К соревнованиям, на которых стены ниже и маршруты короче и немного более боулдеринговые, мне даже не нужно специально готовиться – благодаря моим природным данным. Но для подготовки к длинным маршрутам мне нужно тренироваться очень интенсивно. Так что благодаря тяжелым тренировкам я смог увеличить уровень своей выносливости и уровень своей силы, чтобы иметь возможность отдыхать в тех положениях, в которых не мог отдыхать раньше. Но есть и другие аспекты соревнований, в том числе психологические. Тренировки — это одна составляющая, но вам нужно сделать все возможное и сделать максимум в конце. Скажем, шесть месяцев тренировок и всего пять минут на маршруте. И это оказывает большое давление. Прошлый сезон был очень интересным, потому что в начале сезона я знал, что нахожусь в лучшей форме в своей жизни, я знал, что могу выиграть, но я продолжал ошибаться. Но своих первых соревнованиях я был 9-м, 27-м и 8-м. Это практически худшие мои результаты за все время. Но, не смотря на это, я сохранил уверенность и знал, что я могу выиграть. И в конце, я думаю, что моя работа на Чемпионате мира была самой расслабленной и самой лучшей за весь сезон. И я был достаточно хорош в этом. Если говорить о тренировках, то их можно рассматривать с двух разных точек зрений. Они могут сделать вас достаточно уверенным в своих силах. Ну, вы знаете, я так усиленно тренировался — это дает веру, что я нахожусь в очень хорошем физическом состоянии и могу выиграть. И в то же время они могут нанести вред: зная, что я тренировался интенсивно, я буду ожидать победу, а все остальное будет рассматриваться как неудача. Важно получить положительные моменты из этого.

Какая твоя следующая цель? Пройти 9с? Или ты думаешь, что маршрут 9с+ тоже возможен?

О, я думаю, что 9с возможен. Может быть, не прямо сейчас. Но пока я решил усилить интенсивность тренировок к соревнованиям, чтобы стать более сильным, лучшим скалолазом. Я знаю, знаю это с лета 2013, когда я работал во Флатангере над проектом, который может быть и 9с. Я выполнил все движения, но все равно срывался с маршрута. И сейчас я использую возможность тренироваться перед соревнованиями, чтобы стать более сильным скалолазом, и в один день 9с может случиться. Но в этом году я решил выступать на соревнованиях на кубках в дисциплинах «трудность» и «боулдеринг», так что это будет достаточно загруженный год, где-то около 16 соревнований, а потом в 2016 году это может быть снова лазание на скалах, проекты во Флатангере или где-то еще.

 

Источник: http://www.climbing.ru/forum/all_1/topic_2918/